Дополнительное экологическое образование в Воронежской области

Мария Артемьева

Дополнительное экологическое образование берет свое начало с 1990 года, когда в Воронеже был основан при ЦТДиЮ экологический клуб «Воронежский Меридиан» его основателем был Заводченков Алексей Фомич.

Заводченков Алексей Фомич 1927 – 2008, участник ВОВ, в 1990 основал экоклуб "Воронежский Меридиан". В 1984 - 1990 возглавлял научную часть ВВВАИУ. Алексей Фомич был автором книг : «Воронежская область: природа и природные чрезвычайные ситуации»,«Грозы Урала и Поволжья, их прогноз». В 1993 году был основан центр «Экология» при станции юных натуралистов. Предшественником дополнительного экологического образования стала станция Юных натуралистов (первая была основана в 1946году) «Кружок юный биолог», в некоторых школах научная работа велась редко. В конце 90-х годов в систему дополнительного экологического образования значительный вклад был сделан Павловской станции юных натуралистов, которая была основана в 1995 году Высоченой Людмилой Андреевной, Борисоглебской гимназией №1. Новохоперское муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов" (СЮН) открыто в январе 1999 года. Директор СЮН - Двуреченская Ольга Сергеевна. Деятельность станции направлена на приобщение детей и подростков к изучению, охране и пропаганде бережного отношения к природе родного края. Работают объединения эколого-биологической, научно-исследовательской, туристической и художественно-эстетической направленности, но все они связаны с изучением или описанием природы и природных явлений. Учитывая весь спектр интересов детей, Новохоперская СЮН предлагает возможность попробовать свои силы в разных отраслях знаний и практических навыков: общие вопросы экологии, гидрохимия, гидроэкология, дендрология, комнатное цветоводство, лозоплетение, туризм и фотография.

В целях пропаганды бережного отношения к родной природе, приобщения школьников к здоровому образу жизни, воспитания любви к Родине в познании своей малой родины, СЮН проводит и активно участвует в массовых природоохранных мероприятиях. Особое место в системе проводимых СЮН мероприятий занимают летние экологические лагеря, которые дают уникальную возможность в природе, на практике опробовать и закрепить знания и навыки, полученные в течение года. Создан и регулярно (на протяжении последних 7-ми лет) работает в летний период времени районный профильный эколого-биологический лагерь "Радуга", где школьники приобретают и отрабатывают навыки самостоятельного исследования объектов природы. Также в летний период СЮН организует байдарочные экспедиции по рекам района, таким как Хопёр, Савала и Елань.По мере прохождения реки ребята пытаются отследить степень антропогенного воздействия, проводя геоботанические, гидроботанические, зоологические, картографические и гидрохимические обследования. Ежегодно в экспедиции составляется подробный фоторепортаж.

НОУ «Эврика» при Павловской СОШ №2 председатель которой Химин Александр Николаевич.

В Воронеже основными центрами дополнительного экологического образования были ЦТД и Ю и центр «Созвездие».

В центр «Созвездие» эколого-биологический отдел основан в октябре 1994 года. Организация учебных занятий и воспитательной работы в эколого-биологическом отделе осуществляется педагогами дополнительного образования, имеющих специальное образование и опыт работы с детьми.

В объединениях эколого-биологического отдела принимаются дети, имеющие интерес к биологическим наукам, стремящиеся получить дополнительные знания об окружающем мире, явлениях природы, получить навыки уходам за растениями и животными.

Воспитанники эколого-биологического отдела проходят несколько ступеней обучения. Дети начальной школы посещают объединения, где получают общие знания об окружающей природе (объединения - «Юный натуралист», «Природа и фантазия»). На второй ступени для детей средней возрастной группы предлагаются объединения более узкой специализации («Прикладная зоология», «Аранжировка растений и фитодизайн», «Основы ветеринарии и т.д.). Окончив курс обучения по одной программе, учащиеся могут начать заниматься по другой образовательной программе отдела. Наиболее одаренные дети или дети стремящиеся получить более глубокие знания умения и навыки занимаются учебно-исследовательской деятельностью, на основе добровольного выбора или вида деятельности, направления и профиля. Образовательные программы педагогов предусматривают следующие формы проведения занятий: групповые; индивидуально-групповые; занятия в малой творческой группе.

Одной из самых интересных форм обучения в эколого-биологическом отделе является исследовательская деятельность учащихся.

Она проводится в двух направлениях:

  • учебно-исследовательская деятельность;
  • научно-исследовательская деятельность.

    Эти направления деятельности определяются уровнем формирования исследовательской компетенции учащихся. Учебно-исследовательская деятельность – это исследование учащихся на практических, лабораторных, экскурсионных и творческих занятиях, т.е. репродуктивный уровень развития. Результаты работы учащихся (рефераты, доклады) заслушиваются на учебных занятиях.

    Научно-исследовательская деятельность имеет творчески - продуктивный характер. Исследования учащихся носят экспериментальный характер. Экспериментальная деятельность осуществляется, как на базе живой коллекции эколого-биологического отдела, так и в живой природе.

    Результаты деятельности представляются на научно-практических конференциях различного уровня.

    Таким образом в настоящее время дополнительное экологическое образование распространено спорадически. Говорить о системе дополнительного экологического образования нельзя. Ситуацию осложнила политика в области реформ образования. Это выразило исчезновение некоторых центров, таких как «Меридиан».