Источник: Успенский К.В. Лекции по экологической культуре.- Воронеж: 2002, Из-во ВГПУ.- 68 с.
ПРИРОДООХРАННАЯ ЭСТЕТИКА
(Лекция)
Природоохранная эстетика - новое направление на стыке эстетики, этики, экологии и охраны природы, изучающее эстетическую ценность ландшафтов, природных явлений, объектов флоры и фауны, виды красоты природы, особенности эстетического восприятия природы, а также разрабатывающее способы сохранения природной красоты.
ПРЕДМЕТОМ природоохранной эстетики является обоснование и разработка методов оценки и защиты красоты природы. К методам природоохранной эстетики относятся: наблюдение, анализ и другие научные теоретические и эмпирические методы.
Важнейшими задачами являются: 1) помощь в создании теоретических основ охраны природы; 2) разработка эффективных методов эстетического воспитания; 3) разработка способов защиты красоты природы; 4) разработка критериев оценки эстетической ценности ландшафта.
История природоохранной эстетики
Как научное направление, ПЭ сформировалась 80 - 90-х гг. XX века. Европа, в отличие от Древнего Востока, не сразу научилась видеть красоту природы. В поэмах Гомера люди и боги эстетически оценивались 800 раз, пейзажи - 70 раз, флора и фауна - 24 раза. Сафо воспевала в своих поэмах красоту людей и очень редко - красоту природы. Аристотель свой первый трактат по эстетике посвятил исключительно поэзии. В Библии также мало восхвалений красотам природы.
Китайская и японская культура имеют давние традиции эстетического оценивания природы. В результате в живописи и поэзии были давно сформировано направление "горы - воды". Го Си в своем трактате "Высокое послание лесов и потоков" писал, что красота природы заключена в её непрерывной изменчивости. Уже в VIII - IX вв. японские поэты определили для себы пейзажи особой эстетической ценности - горное Есино, бухта Сиогама на о. Хонсю, побережье Нанива в Осаке. В то же время сформировались японские понятия красоты: "саби" - красота старого природного объекта (векового дерева, замшелого пня); "юген" - красота незавершенности; "мудзе ноби" - красота непостоянства.
В целом в Европе восхищения красотой природы вплоть до сер. XX в. отсутствовало. В картинах художников Возрождения самостоятельное изображение дикой природы отсутствует.
Высказывание Ж. Бюффона: "Как отвратительна эта дикая умирающая природа! ..... осушим её болота, оживим её мертвые воды, заставим их течь, сделаем из них канавы... Как прекрасна культурная природа!"
В России против восхищения красотой дикой природы выступали Чернышевский, Белинский, Добролюбов, Писарев. По мнению Чернышевского любование природой уводит человека от решения важных социальных вопросов. Писарев писал, что "эстетика есть самый прочный элемент умственного застоя и самый надежный враг разумного процесса".
С начала XIX в. описание красот природы начинает появляться в произведениях литературы и искусства. Поэты А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Фет, Ф. Тютчев, художники И. Шишкин, А. васнецов открыли красоту природы.
Основоположниками научной природоохранной эстетики являются филосовы Д. Рескин (1819 - 1900) и О. Леопольд (1887 - 1948). По мнению Рескина прототип и критерии красоты можно найти только в дикой природе, а не в человеческих творениях. До Рескина красивой считалась только окультуренная природа.
По Леопольду в природе красиво только то, что экологично. "Вещь правильна, когда у неё есть тенденция сохранять целостность, стабильность и красоту биотического сообщества". Поэтому, виды, обитающие на вашей родине, должны считаться эстетически более ценными, чем экзотические, а дикие - красивее одомашненных.
На основе взглядов Рескина и Леопольда был сформулирован этико-эстетический подход в охране природы, заключающийся в высокой оценке эстетической ценности природы.
Но технократические и антропоцентрические взгляды не сдавали свои позиции. М. Горький заявлял, что "объективно красоты природы не существует", а "строительство коммунизма важнее крастоы". Учения о красоте природы приравнивалось к вредной буржуазной идеологии.
С таким положением не могли смириться многие деятели культуры: М. Пришвин, М. Шолохов, К. Паустовский, Е. Носов, В. Солоухин, В. Астафьев, наши земляки Г. Троепольский и В. Песков. Из ученых научные основы природоохранной эстетики разрабатывали: в Москве - А. Тетиор, в Киеве - В. Борейко. Из зарубежных ученых следует выделить А. Карлсона и И. Сепанмаа.
По мнению А. Карлсона "дикая природа является эстетически ценной сама по себе независимо от того, замечает это кто-нибудь или нет". Оценивать красоту природы необходимо незаинтересованно, ради самой природы, отодвигая экономические интересы на второй план. Отсюда следует вывод: красота природы должна быть сохранена, потому что она самостоятельная ценность, а не только из-за полезности её для человека.
Основные положения природоохранной эстетики
И. Сепанмаа указывает: "То, что противоречит экологическим законам, не может быть прекрасно, .... то, что отвечает экологическим законам, должно по определению быть более красивым"...
"Красота в живой природе является там, где жизненная энергия повышается в своем напряжении. Красота - особая форма преобразования органической энергии" (В. Розанов)
"Красота природы - реакция, приносящее удовольствие и реализованная в объекте реакции" (Д. Сантаяма)
Красота - совпадение с неосознанно ожидаемой нормой, т.е. неосознанно пропагандируемым представлением о красивом объекте и явлении. (А. Тетиор)
В оценке красоты природы действуют те же правила, что и в оценке произведений искусства. Красивому объекту придается статус модели. Общественность его одобряет, выделяя в качестве объекта для подражания. У. Тернер и К. Фридрих открыли европейцам красоты Альп, И. Шишкин и А. Васнецов - красоту русских лесов, Р. Кент - красоту полярных широт.
Красота природы делится по восприятию на следующие виды: зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая и тактильная.
Самой известной и распространенной является зрительная красота, которая практически всегда доминирует над другими её видами. Нередко на первый план выходит звуковая красота (пение птиц, насекомых, лягушек, музыка дождя - "фортепиано природы".(П. Неруда).
"Пение людей надоедает, пение птиц - никогда" (И. Кант)
Один из главных принципов природоохранной эстетики гласит: "Наибольшей эстетической ценностью обладает дикая природа".
С позиции природоохранной эстетики дикая природа является уникальной эколого-эстетической системой, образованной гармоничным сочетанием живой и неживой природы, а также живущая по своим экологическим законам.
Природа имеет две эстетические степени: возвышенная и прекрасная.
Высшей эстетической ценностью обладает ПРИРОДА ВОЗВЫШЕННАЯ. Такой может быть только дикая природа, лишь в малой степени затронутая человеком. ПРИРОДА ПРЕКРАСНАЯ обладает меньшей эстетической ценностью, Такой может быть как дикая, так и окультуренная природа.
Красота животных и растений оценивается по следующим критериям. О. Леопольд выделял виды - эстетические индикаторы, представляющие собой отличительный знак данного ландшафта. Чем более диким является животное, тем оно более эстетически ценно. Выделяют также флагманские виды - виды, известные и популярные среди широких слоев населения.
Красота природы самодостаточна и нужна прежде всего самой природе для её развития и эволюции. Человек не имеет морального права считать, что всё в природе, в том числе и красота, создана только для его корысти. (Принцип самодостаточности красоты природы)
Манипулирование красотой природы является её удушением. Некрасивые с точки зрения человека виды живых существ (жабы, летучие мыши), а также природные ландшафты (пустыни и болота) нельзя украшать. Если человек начинает украшать дикую природу, то она сразу теряет свою подлинность, т.е. становится фальшивой.
Природоохранная эстетика поддерживает такую концепцию оценки природной красоты, когда природа ценится ради своих эстетических качеств, а не как орудие для достижения экономических целей.
Принципы природоохранной эстетики