Эндемик Эндемик
Для всех неравнодушных
 Помощь      Поиск      Пользователи


 Страниц (5): [1] 2 3 4 5 »   

> Описание: Различные концепции - за и против
Ajax
Отправлено: 18 Апреля, 2013 - 00:26:06
Post Id



Администратор
legatus


Покинул форум
Сообщений всего: 8541
Дата рег-ции: Июль 2012  
Откуда: Воронеж
Репутация: 0
Карма 0




Не смог удержаться, чтобы не вынести на спор следующую статью:

Советское образование вскормило монстра

17 апреля, 06:08 | Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ

О том, как учили в СССР и какое образование мы имеем сегодня – интервью с членом правления фонда "Центр стратегических разработок "Северо-запад" Петром Щедровицким.

"Yтро": Призрак советской образовательной системы не покидает страну. Что бы ни происходило в сфере образования, мы обязательно сравниваем с тем, что было в советские годы: финансирование, программы, уровень преподавателей. Каким было в реальности образование в СССР? Речь, конечно, о 60 – 80-х годах.

Петр Щедровицкий: Первое, что мы должны сегодня осознать: чрезвычайно важной стороной советского проекта было образовательное "МММ".

То есть?

Советское образование было самой настоящей пирамидой. Представьте себе обычного представителя третьего поколения советской индустриализации: его дед был крестьянином, отец – квалифицированным рабочим, а он сам – инженер. Это классическая структура. Как в этих условиях обычная семья воспринимает происходящее? Однозначно как социальный лифт. В 60-е и 70-е годы многие уже ощущали себя представителями советского "среднего класса", а перед следующим поколением открывались необъятные горизонты научно-технической революции.

Количество инженеров и дипломированных специалистов в послевоенный период неуклонно растет, вузы работают на их производство, получение высшего образования для детей становится главным в каждой советской семье. В этот момент никто не задает себе вопроса, что будет дальше, когда 100% выпускников школ станут инженерами. Почему я и говорю, что это пирамида. Дело в том, что такая модель может быть жизнеспособной только при одном условии: если одновременно происходит глобализация хозяйства по-советски и вот эти несколько десятков миллионов ученых и инженеров, живущих на территории Советского Союза, становятся "золотыми миллионами" для стран Азии, Африки, Латинской Америки и Восточной Европы. Для стран, которые в 70 – 80-е годы входят в цикл догоняющей индустриализации и берут социалистическую модель развития в качестве образца для подражания. Тогда модель работает.

Была ли перспектива у этой модели, на ваш взгляд?

По сути, у СССР и его системы образования мог быть только один сценарий развития: стать лидерской структурой некой глобальной мировой кооперации стран. В таком масштабе наиболее продвинутая часть населения СССР могла бы специализироваться на "высоких" видах деятельности – научных исследованиях, инженерной и конструкторский работе, высокотехнологических сервисах, а система образования – поддерживать качество человеческого капитала. Именно поэтому так важно было в этот период создавать СЭВ и "помогать" развивающимся странам в разных частях планеты.

Однако не стоит забывать, что этот процесс происходил в условиях постоянной и обостряющейся конкуренции с другим центром силы, который действовал похожим образом, – США. Конкурент гораздо быстрее понял, что продавать образ жизни важнее, чем продавать товары, что "либерализм" как идеология индустриализации более ходовой товар, чем "марксизм". И что образование, как канал к будущим успехам, выгоднее продавать у себя дома индусам и китайцам, чем дарить бесплатно, как этот делал СССР. Интеллектуальное обеспечение лидерских претензий США оказалось более эффективным, чем пропаганда "развитого социализма", а вместе с ним и советских инженерных решений в области космоса, авиации, атомной энергии и автомобилестроения.

А дальше?

А дальше, как мы знаем, конкуренция двух стран, одинаковых по претензиям на глобальное лидерство, заканчивается поражением одной из них. История проигрыша СССР еще никем не осмыслена и не описана, к сожалению. Это дело будущего. Важен результат: в тот момент, когда Союз оказался в положении проигравшего, все обеспечивающие и поддерживающие его системы были обречены. В том числе, и система образования.

Безусловно, подобные катаклизмы не происходят одномоментно. На наших глазах советские институты умирают уже более 25 лет и будут умирать дальше. Важно, что пирамида рухнула. Ей не для кого стало готовить всех тех специалистов, которых она выпускала для мегапроекта глобализации по-советски. И новая власть – не важно, какая – вынуждена была в какой-то форме обналичивать проблему. Сначала она говорит: "Нам не нужно столько инженеров". Затем: "Нам не нужно столько юристов и экономистов".

Юристы и экономисты в невероятном количестве – продукт первых постсоветских лет. Так называемые "менеджеры" – продукт 2000-х. Наши вузы, рассчитанные на совершенно другие масштабы и перспективы развития, в 90-е годы под видом образования стали продавать людям, теряющим работу, некий пакет мифов. Бывших преподавателей научного коммунизма назвали преподавателями маркетинга, недоучившихся психологов сделали специалистами в кинематографе...

Это же маразм...

Не маразм, а самосохранение системы. Любая система стремится выжить. А поскольку у людей в голове живет старая советская модель социального лифта, они своих детей традиционно видят выше себя: "я инженер, а он должен быть управленцем". Только не понятно, чем они все будут управлять, эти 20 – 30 миллионов управленцев.

В 90-е годы почти все вузы создали огромное число филиалов в регионах, предлагая полубезработным людям модное "образование": экономическое, юридическое, управленческое. Это торговля воздухом, по сути. Система начала сохранять себя, паразитируя на остаточных социальных настроениях: "Наши дети должны жить лучше нас". А какой способ жить лучше? Образование. Какое образование? Идеологи быстрого перехода к "капиталистической модели развития" говорят, что юристы и экономисты. А как их готовить? Мы же раньше этого не делали. Отсюда – социальная мимикрия: оставшиеся не у дел преподаватели научного коммунизма, читающие курс менеджмента и маркетинга, резкое ухудшение качества образования. А также порядковое увеличение числа вузов и их филиалов, фактически – продажа дипломов и обман потребителя.

И что можно было бы сейчас предпринять?

Думать. Эта проблемная ситуация включает в себя, по крайней мере, два уровня. Первый: может ли быть передовое образование в стране, проигравшей глобальную конкуренцию? Представьте себе, что я простой человек и хочу заниматься развитием авиации. Но я же вижу, что самолеты, на которых летает российская авиация, – иностранные. Если в этой области даже запускаются какие-то проекты, то это проекты на нишевых рынках: например, военная и транспортная авиация еще сохранила позиции.

Может ли быть хорошее образование в стране, где нет хорошей промышленности? Нужно четко понимать, что образование, во многом, это индустрия создания образа будущего. Престиж и социальный статус играет в сфере образования не меньшую роль, а может быть, большую, чем его технологически-содержательная основа. Подготовка, как важнейший технологический процесс в сфере образования, неотрывна от производственной практики и участия студентов в реальных проектах. Поэтому не может быть реформы образования вне формирования промышленной политики и определения места страны в глобальных цепочках разделения труда и кооперации.

А второй уровень этой проблемы?

И второй момент: образование оно потому и "образование", что для того, чтобы образовывать, надо человеку давать картину мира, его образ. Слово "образование" идет из средневекового лексикона христианской педагогики. А картина мира – это то, что в философии называется "онтология", то есть – представление о том, как устроен мир.

В СССР эту функцию – картины мира – выполнял марксизм. Мы сейчас не обсуждаем, хорошая она или плохая, но она была. В ней объяснялось все: и политическое устройство, и экономические перспективы, и конкуренция мировых сил. Был исторический материализм, диалектический материализм и даже "химическая форма движения материи". Это была настоящая онтология – стройное представление о том, как устроен мир. Она была разрушена. А новая картина мира не сложилась.

Ведь картина мира – это, в том числе, основа ценностей. Какие могут быть инструменты без ценностей? Чему мы теперь учим? Где ответ на вопрос о природе тех или иных явлений, о причинно-следственных связях, которые пронизывают окружающий нас мир? Вместо этого – набор случайных данных, надерганных из популярной литературы вперемешку с гороскопами. Какое в этих условиях может быть образование? Образование – это путь к образу чего-то. Мы попали в ситуацию "идеологического", как сейчас говорят, – но на самом деле не идеологического, а онтологического вакуума.

Источник: (для просмотра ссылки Вам необходимо авторизоваться)

-----
Vivere est cogitare.
 
 Top
Кирилл
Отправлено: 18 Апреля, 2013 - 08:44:46
Post Id



Пользователь
senator


Покинул форум
Сообщений всего: 15479
Дата рег-ции: Май 2010  
Репутация: 3
Карма 3




Отдельные вещи вызывают сомнения, с некоторыми нельзя не согласиться, а в целом эта статья ничего толком не объясняет Однако
 
 Top
Кирилл
Отправлено: 18 Апреля, 2013 - 15:52:47
Post Id



Пользователь
senator


Покинул форум
Сообщений всего: 15479
Дата рег-ции: Май 2010  
Репутация: 3
Карма 3




Почти на ту же тему
(для просмотра ссылки Вам необходимо авторизоваться)
 
 Top
Ajax
Отправлено: 18 Апреля, 2013 - 23:58:08
Post Id



Администратор
legatus


Покинул форум
Сообщений всего: 8541
Дата рег-ции: Июль 2012  
Откуда: Воронеж
Репутация: 0
Карма 0




 Кирилл пишет:
Почти на ту же тему

Да, это хорошая статья!Зав соседней кафедрой )она у нас ещё и проректор) обещала дать мне полный текст своего доклада, посвящённому дальнейшему развитию высшего образования. Она доложила всю эту потеху весьма скомкано, но у меня что-то волосы начали становиться дыбом. Не берусь утверждать, но мне показалось, что в будущем планируется вообще отказаться от штатных преподавателей Не понял

-----
Vivere est cogitare.
 
 Top
Ajax
Отправлено: 22 Апреля, 2013 - 23:15:45
Post Id



Администратор
legatus


Покинул форум
Сообщений всего: 8541
Дата рег-ции: Июль 2012  
Откуда: Воронеж
Репутация: 0
Карма 0




Общероссийский народный фронт (ОНФ) и депутаты всех четырех фракций Госдумы РФ начали сбор подписей за отставку главы Минобрнауки Дмитрия Ливанова. Министра обвиняют в том, что он не пользуется популярностью среди населения, разваливает систему образования и не способен наладить контакт с российским научным сообществом. Особое возмущение народных избранников вызвали слова Дмитрия Медведева, защитившего подчиненного словами: "министр - не рубль, чтобы всем нравиться".

"Трудно найти вопрос, по которому мнение депутатов было бы столь единодушным, как необходимость отставки Ливанова", - прокомментировал ситуацию член фракции "Единая Россия" Михаил Старшинов, отметивший что министр за несколько месяцев работы "умудрился испортить отношения со всеми".

"У каждой фракции к министру свои претензии. Недовольство членов "Единой России" и ЛДПР, в основном, связаны с диссертациоными скандалами, участники ОНФ считают, что министерство формально исполнило поручение президента по школьной форме. А мы вместе со "Справедливой Россией" критикуем закон об образовании, который позволяет впятеро поднять плату за детские сады, сократить число бюджетных студентов, отменяет льготы для детей-сирот при поступлении в вузы", - пояснил "Известиям" первый замглавы комитета по образованию Олег Смолин (КПРФ).

Депутаты уверены, что у них получится собрать более 100 тыс. подписей в поддержу отставки Ливанова, после чего Медведев будет вынужден "прислушаться к мнению народа". Вместе с тем народные избранники уже сейчас призывают правительство "не повторить кадровую ошибку" при выборе нового министра образования.

Требование отставки Ливанова уже поддержал председатель Госдумы Сергей Нарышкин. "Да, конечно", - сказал он на встрече с журналистами.

Сам Дмитрий Ливанов, как и возглавляемое им министерство, ситуацию пока не комментируют.

Министр образования в последние месяцы сделал немало громких и неоднозначных заявлений, после которых и зазвучали требования о его отставке. В частности, Ливанов объявил Академию наук "нежизнеспособной". Ответом министру стало открытое письмо академиков, которые потребовали публичных извинений. Ливанов эти извинения принес.

В конце марта лидер ЛДПР Владимир Жириновский призвал коллег по Думе добиться скорейшей отставки Ливанова, которого он назвал "министром ликвидации образования". В свою очередь, лидер коммунистов Геннадий Зюганов подписал обращение, в котором говорится: "Меньше чем за год он (Ливанов) успел получить официальный выговор от президента, настроить против себя профессорско-преподавательские кадры страны, стать объектом насмешек у молодежи - школьников, студентов и аспирантов".

В середине апреля стало известно, что Дмитрий Ливанов рискует остаться без партийного билета "Единой России". Тогда же ВЦИОМ опубликовал рейтинг самых непопулярных министров, в котором Ливанов занял первое место, получив 2,6 балла из пяти возможных.

Пока над министром медленно, но верно, сгущаются тучи, Минобрнауки выступило с очередной неоднозначной инициативой, предложив сократить список специальностей в вузах в пять раз. Если сейчас студенты могут выбирать из более чем 500 профессий, то в будущем, по плану министерства, их должно остаться только 100.

Источник: (для просмотра ссылки Вам необходимо авторизоваться)

Сдаётся мне, этот человек получит орден "За объединение Отечества". Такое единодушие в обществе было разве что против поляков в смутное время.

-----
Vivere est cogitare.
 
 Top
Евгения
Отправлено: 23 Апреля, 2013 - 18:16:55
Post Id



Пользователь
praefectus legionem


Покинул форум
Сообщений всего: 5362
Дата рег-ции: Май 2010  
Репутация: 4
Карма 4




да-да, это очень интересно, выйдет ли его согнать или нет )))
 
 Top
Ajax
Отправлено: 23 Апреля, 2013 - 23:24:59
Post Id



Администратор
legatus


Покинул форум
Сообщений всего: 8541
Дата рег-ции: Июль 2012  
Откуда: Воронеж
Репутация: 0
Карма 0




 Евгения пишет:
выйдет ли его согнать или нет

Боюсь, как бы это не закончилось назначением ещё более "интересной" фигуры. Как его Димон защищает! А ведь мы так радовались отставке Фурсенко!

-----
Vivere est cogitare.
 
 Top
Евгения
Отправлено: 23 Апреля, 2013 - 23:35:57
Post Id



Пользователь
praefectus legionem


Покинул форум
Сообщений всего: 5362
Дата рег-ции: Май 2010  
Репутация: 4
Карма 4




 Ajax пишет:
 Евгения пишет:
выйдет ли его согнать или нет

Боюсь, как бы это не закончилось назначением ещё более "интересной" фигуры. Как его Димон защищает! А ведь мы так радовались отставке Фурсенко!

Это точно. Есть хоть один нормальный в мин образования?
 
 Top
Ajax
Отправлено: 02 Сентября, 2013 - 23:20:24
Post Id



Администратор
legatus


Покинул форум
Сообщений всего: 8541
Дата рег-ции: Июль 2012  
Откуда: Воронеж
Репутация: 0
Карма 0




 Евгения пишет:
Есть хоть один нормальный в мин образования?

Что-то в это не верится.

А слабенькая и шизофренически изменённая мысль депутатов на этом не ослабевает. Как вам такое предложение?
В Думе хотят сделать физкультуру обязательной к сдаче в рамках ЕГЭ. Президент Международной федерации самбо, член комитета ГД по физической культуре и спорту Василий Шестаков ("Единая Россия"Подмигивание направил министру образования Дмитрию Ливанову письмо, в котором обосновывает необходимость такого нововведения. Также он уже подготовил к внесению соответствующий законопроект.
В апреле во время прямой линии президент Владимир Путин заявил, что все школьники должны заниматься физкультурой, несмотря на показания по здоровью. Для тех учащихся, у кого есть такие ограничения, он призвал разработать специальные методики, которые помогали бы им восстанавливать физическую форму. Василий Шестаков, изучавший дзюдо вместе с Владимиром Путиным и написавший вместе с ним учебник "Учимся дзюдо с Владимиром Путиным", решил развить идею.
В обращении на имя министра парламентарий указывает на "недопустимо низкий" уровень физической подготовки выпускников школ, что "самым серьезным образом отражается на качестве призывного контингента, на физической подготовке личного состава органов внутренних дел и офицеров запаса, выпускаемых военными кафедрами гражданских вузов".

Источник: (для просмотра ссылки Вам необходимо авторизоваться)

-----
Vivere est cogitare.
 
 Top
Кирилл
Отправлено: 03 Сентября, 2013 - 08:08:06
Post Id



Пользователь
senator


Покинул форум
Сообщений всего: 15479
Дата рег-ции: Май 2010  
Репутация: 3
Карма 3




Ну, насчет развития физического воспитания может быть и правильно. Но методы, конечно... Хм
 
 Top
Ajax
Отправлено: 03 Сентября, 2013 - 22:37:25
Post Id



Администратор
legatus


Покинул форум
Сообщений всего: 8541
Дата рег-ции: Июль 2012  
Откуда: Воронеж
Репутация: 0
Карма 0




Эти методы окончательно угрохают любое физвоспитание в стране. Только народ услышит, что в этом заинтересованы вояки, тут же перестанут заниматься даже те, кто занимался.

-----
Vivere est cogitare.
 
 Top
Ajax
Отправлено: 11 Сентября, 2013 - 10:44:04
Post Id



Администратор
legatus


Покинул форум
Сообщений всего: 8541
Дата рег-ции: Июль 2012  
Откуда: Воронеж
Репутация: 0
Карма 0




Не исключено, что грандиозные планы Минобрнауки о повышении зарплат учителям и увеличении финансирования вузов не воплотятся в жизнь, пишет "КоммерсантЪ". Программа развития ведомства до 2018 г., по мнению экспертов, требует пересмотра. В бюджете попросту не хватит денег на осуществление столь масштабных инициатив.

Напомним, по уже утвержденному проекту, который Дмитрий Ливанов подписал еще в начале лета, министерство планирует избавиться от очередей в детских садах, в два раза повысить среднюю зарплату учителям и воспитателям, увеличить финансирование государственных научных фондов и затраты на исследования и разработки. Кроме того, ведущим вузам страны собирались увеличить финансирование, что позволило бы им попасть в топ-100 мировых рейтингов.

Как считают эксперты, в проекте есть существенные недоработки, которые помешают реализации этих грандиозных планов. "Программа не совсем соответствует бюджету", - заявил на заседании ведомственной коллегии замминистра финансов Михаил Котюков. С ним согласился глава думского комитета по образованию Вячеслав Никонов. "Того, что мы обсуждаем, может вообще не получиться", - сказал он.

Чиновники отмечали также, что в распределении региональных бюджетов особенно сложно соблюсти баланс между школьным и дошкольным образованием. "Нельзя резко повысить зарплату в школах, так как сразу снизится бюджет на дошкольников", - пояснила замдиректора департамента стратегии анализа и прогноза Минобрнауки Анна Хамардюк.

Глава ведомства пообещал рассмотреть все пожелания, однако не сообщил, будут ли в проект внесены какие-либо коррективы.

Источник: (для просмотра ссылки Вам необходимо авторизоваться)

-----
Vivere est cogitare.
 
 Top
Кирилл
Отправлено: 11 Сентября, 2013 - 17:58:17
Post Id



Пользователь
senator


Покинул форум
Сообщений всего: 15479
Дата рег-ции: Май 2010  
Репутация: 3
Карма 3




В общем, тупик!!! Хм
 
 Top
Ajax
Отправлено: 11 Сентября, 2013 - 23:52:46
Post Id



Администратор
legatus


Покинул форум
Сообщений всего: 8541
Дата рег-ции: Июль 2012  
Откуда: Воронеж
Репутация: 0
Карма 0




Выборы, блин, прошли, теперь можно...

-----
Vivere est cogitare.
 
 Top
Кирилл
Отправлено: 12 Сентября, 2013 - 08:10:33
Post Id



Пользователь
senator


Покинул форум
Сообщений всего: 15479
Дата рег-ции: Май 2010  
Репутация: 3
Карма 3




Боюсь, народ своей неявкой ситуацию только усугубил. Огорчение
 
 Top
Ajax
Отправлено: 12 Сентября, 2013 - 23:01:38
Post Id



Администратор
legatus


Покинул форум
Сообщений всего: 8541
Дата рег-ции: Июль 2012  
Откуда: Воронеж
Репутация: 0
Карма 0




 Кирилл пишет:
народ своей неявкой ситуацию только усугубил.

Её усугублять уже некуда. Всё равно результаты подтасовываются.

-----
Vivere est cogitare.
 
 Top
Кирилл
Отправлено: 13 Сентября, 2013 - 08:08:33
Post Id



Пользователь
senator


Покинул форум
Сообщений всего: 15479
Дата рег-ции: Май 2010  
Репутация: 3
Карма 3




Шура, если бы... Огорчение Боюсь, все куда хуже... Огорчение
 
 Top
Ajax
Отправлено: 13 Сентября, 2013 - 23:00:20
Post Id



Администратор
legatus


Покинул форум
Сообщений всего: 8541
Дата рег-ции: Июль 2012  
Откуда: Воронеж
Репутация: 0
Карма 0




 Кирилл пишет:
Боюсь, все куда хуже...

Понимаешь, усугублять может батька Лукашенко, т.к. народ видит, что он при этом реально поднимает его благосостояние и сам не жирует. А дядя Вова уже сильно растерял свой авторитет, для него уже опасно.

-----
Vivere est cogitare.
 
 Top
Кирилл
Отправлено: 14 Сентября, 2013 - 06:44:39
Post Id



Пользователь
senator


Покинул форум
Сообщений всего: 15479
Дата рег-ции: Май 2010  
Репутация: 3
Карма 3




Шура, похоже, дело все-таки не в подтасовках. За ЕР и ВВП реально голосуют! Огорчение
 
 Top
Кирилл
Отправлено: 15 Сентября, 2013 - 19:59:57
Post Id



Пользователь
senator


Покинул форум
Сообщений всего: 15479
Дата рег-ции: Май 2010  
Репутация: 3
Карма 3




О нашем образовании. По-моему, все правильно
(для просмотра ссылки Вам необходимо авторизоваться)
 
 Top
Страниц (5): [1] 2 3 4 5 »
Сейчас эту тему просматривают: 1 (гостей: 1, зарегистрированных: 0, скрытых: 0)
« Зелёная школа »


Все гости форума могут просматривать этот раздел.
Только зарегистрированные пользователи могут создавать новые темы в этом разделе.
Только зарегистрированные пользователи могут отвечать на сообщения в этом разделе.
 




Powered by ExBB FM 1.0 Final  |  GreenTeaExBB Style by LordShad0W®